top of page

Волокитин В. Служили братья Горбачёвы… / В. Волокитин // Добринские вести. – 2015. – 31 марта.

Об участниках Великой Отечественной войны Борисе Павловиче и Александре Павловиче Горбачевых из пос. Добринка.


Горбачева Бориса Павловича нападение Германии на Советский Союз застало во время прохождения срочной службы. И сразу – на фронт. Заняв места на танковой броне, бойцы мотмехполка помчались навстречу войне и вскоре оказались в г. Ровно.

Потом были бесконечные бои, самый главный и жестокий из которых – за Сталинград. Здесь, под городом на Волге, у деревни Карповки, старшина Горбачёв получил второе с начала войны ранение, в этот раз тяжелое, после которого он уже не смог возвратиться в строй. Остался инвалидом, домой приехал на костылях. Был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда», а впоследствии медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Лишь в 1973 году, через 30 лет после Сталинградской битвы, хирург Петровской больницы Анатолий Михайлович Гридасов сделал Борису Павловичу операцию, удалив один из осколков, которыми нашпиговала его война. Но еще один, крохотный, так и остался у виска: тронуть его было опасно для жизни.

(Откровенные и честные воспоминания Б.П. Горбачёва «о фронтовой правде» были опубликованы в первом томе книги «Поклонимся великим тем годам…»).


Еще более насыщена драматическими событиями судьба младшего брата – Александра. В 1924 году он окончил 10 классов Чуевской средней школы, определился на работу в «Заготзерно» лаборантом.

Прошло два месяца. В тот сентябрьский день, придя домой, он молча принялся за починку своей поизносившейся обуви.

- Саша, ты что такой озабоченный? – спросила его мать Мария Александровна.

- Да вот ботинки подделать надо. Скоро в дорогу. Сегодня получил повестку на фронт, - спокойно объяснил сын.

По прибытии в пункт назначения Александра зачислили в один из полков кавалерийского гвардейского корпуса. О том, как он воевал, свидетельствуют документы: благодарности от имени Верховного Главнокомандующего Сталина, объявленные конногвардейцу, а затем гвардии ефрейтору за участие в победоносных наступательных операциях. Еще красноречивее наградные листы.

В 1943 году Александр служил связным штаба 54-го гвардейского кавалерийского полка. Несведущим может показаться, что это рутинная штабная работа. Мол, идти в атаку на вражеские окопы – задача не для связиста. Но на войне каждая профессия важна, здесь всегда есть место подвигу.


Читаем скупые, по-канцелярски сухие строки подписанного командиром полка и начальником штаба наградного листа от 24 ноября 1943 года: «Молодой связной гвардии красноармеец Горбачёв пользуется уважением среди бойцов и офицеров полка за свою развертливость (расторопность – Прим. В.В.), быстрое и точное выполнение приказаний командования в сложных условиях боя. В боях за Надьим тов. Горбачёв, проползая с приказом на наблюдательный пункт командира подразделения, по пути уничтожил 2-х засевших в кустах фрицев. В бою за Прутище, связываясь с подразделением, наскочил на боевое охранение 9-х фрицев. Будучи раненым, выполнил боевое приказание и только тогда был вынесен с поля боя в бессознательном состоянии и эвакуирован в госпиталь».

За эти смелые и решительные действия Александра наградили орденом Красной Звезды. После выздоровления - снова в гущу событий.

Наградной лист от 15 мая 1944 года: «Тов. Горбачёв является старым бойцом данного полка (а этому «старому бойцу» только что исполнилось 20 лет! – Прим. В.В.). Не раз участвовал в боях. В последних боях с 14.4.44 г. по 28.4.44 г. тов. Горбачёв особенно отличился. Он четко, вовремя и аккуратно доставлял все указания и распоряжения в штаб. Во время отсутствия телефонной связи принимал все усилия для быстрой и точной доставки распоряжений командира полка. При прорыве кольца противника в районе Масур тов. Горбачёв, прорвавшись вперед, забросал противника гранатами, уничтожив 4-х гитлеровцев. Достоин ордена Славы III степени».

Вскоре гвардии ефрейтор получил эту очень ценимую фронтовиками награду.

Следующий наградной лист датирован 2 августа 1944 года. Командир полка представил Горбачёва к награждению очередным орденом Славы – II степени. «В последних боях тов. Горбачёв показал исключительные образцы мужества и отвагу, - говорилось в характеристике. – В бою за овладение г. Ополье нес боевой приказ эскадрону. По дороге на него напали 4 немца. Мужественный боец не растерялся – меткими выстрелами 2-х убил, 1-го взял в плен, а один скрылся в лесную чащу. Боевой приказ был доставлен к указанному времени».

Представление командира полка к награде должен был утвердить командующий 14-й кавалерийской дивизии, ставшей к тому времени Краснознаменной Мозырьской. В штабе дивизии посчитали: достаточно ордена Красной Звезды. Видимо, сыграл свою роль тот факт, что одному немцу от Горбачёва удалось скрыться. Подобное нередко случалось в практике награждения.

Так наш земляк стал дважды краснозвездочным.

Были и другие награды: медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

За всеми этими наградами не только личное мужество связиста. Своими умелыми, решительными действиями гвардии ефрейтор обеспечивал успешное осуществление советскими солдатами боевых операций, что способствовало сохранению жизни многим бойцам его воинской части, среди которых были и земляки Александра. До конца своих дней он вспоминал о них с душевной болью. Не случайно, когда сослуживцы провожали Горбачёва на заслуженный отдых, они преподнесли ему свой поэтический приветственный адрес, посвященный боевому пути коллеги. Там есть такие четверостишия:

Он пройдет огни и воды,

На войне переживет

И потери, и невзгоды –

Через все перешагнет.

С ним служил товарищ детства,

Что был всех ему родней.

Наповал убит был рядом,

На глазах погиб Сергей…


После разгрома фашизма Александр Павлович несколько лет нес службу в войсках Советской Армии в Германии. Затем, окончив военное учебное заведение,

продолжил службу в Высшем командном училище в г. Горьком. Уволился в запас в 1974 году в звании майора.

Вот таким предстает он перед нами как кадровый военный. А каким он был в мирной жизни?

Лучше всего знает своего родного дядю Тамара Алексеевна Лазарева, проживающая в Добринке. Она сохранила все, что связано с его фронтовым прошлым: военный билет, благодарственные письма, наградные листы и сами награды, фотокарточки… А самое главное – память.

- Дядя Саша больше 30 лет прожил вдали от отчего дома, - рассказывает она, - у него было необыкновенно развитое чувство малой родины, любовь к родителям, доброе отношение к друзьям, соседям… Регулярно слал письма, открытки, сообщал о своей жизни и службе, интересовался добринскими новостями. А однажды прислал посылку, а в ней – луковицы редких тогда гладиолусов. И во время службы в армии, и позднее ежегодно проводил свой отпуск в доме, где родился и вырос. Его приезд для многочисленных родственников становился настоящим событием. За праздничным столом было о чем поговорить. Дядя Саша читал собравшимся Есенина, стихи которого очень любил и знал наизусть.

Бытует утверждение, что фронтовики не любят вспоминать свое боевое прошлое. Дядя Саша был не таким. Вечерами в нашем палисаднике вместе с ним устраивались на скамейке соседи, тоже фронтовики: полный кавалер ордена Славы Сергей Николаевич Назаркин, Сергей Ананьевич Сергеев, брат Борис, а возле них отец Павел Степанович, не скрывавший своей гордости за сыновей. Были взаимные воспоминания, споры… Засиживались допоздна…

У дяди Саши с его женой Юлией Васильевной не было детей. Но детей они любили. Во время их приезда местная ребятня так и кружилась возле боевого офицера с орденами и медалями на груди. Вопросам к нему не было конца.

Александр умер в 1975 году, а Борис – в 1998-ом. Оба упокоились рядом с родителями на Чуевском кладбище.

3 просмотра
bottom of page