Об участнике Великой Отечественной войны, летчике Викторе Ивановиче Секачеве, уроженце с. Чуевка (ныне пос. Добринка Добринского района), кавалере шести орденов и множества медалей, отдавшем авиации почти 30 лет своей жизни.
В 30-е годы прошлого столетия советская молодёжь жаждала романтики, мечтала о полярных экспедициях, покорении Ледовитого океана, воздушного… Уроженец села Чуевка, тогдашней Талицкой волости Усманского уезда Тамбовской губернии, Виктор Секачев грезил небом.
И его мечта сбылась. Кавалер шести орденов и множества медалей Виктор Иванович Секачев отдал авиации почти 30 лет. А началось всё с комсомольской путёвки, по которой 10 февраля 1933 года 20-летнего деревенского парня направили в авиационное училище, по окончании которого молодой младший лейтенант продолжил службу в бомбардировочной авиации.
Вывел самолёт на цель
Секачев участвовал в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Неоднократно ему приходилось вылетать на бомбардировку вражеских войск, техники и укреплений на линии Маннергейма.
Когда началась Великая Отечественная война, он практически с первых её дней бомбил переправы, склады, наносил удары по технике и живой силе врага.
21 августа 1941 года Виктор Иванович вылетел на бомбардировку скопления войск гитлеровцев в районе села Солёное Днепропетровской области. «В результате бомбометания произошёл взрыв большой силы, после чего возник пожар…», — говорится в документах тех лет. Отбомбившись пулемётным огнём, наш земляк подавил две зенитно-пулемётные точки.
22 августа новый вылет. Экипаж бомбардировщика нанёс удар по северной окраине острова Хортица, вызвав «три очага пожара».
Через неделю Секачев вновь отличился, разрушив переправу в районе города Днепропетровска.
28 сентября экипаж бомбардировщика должен был нанести удар по скоплению немецкой техники в районе села Верхний Рогачик Херсонской области. По пути к цели, «…у самолёта отказал мотор. Несмотря на это и на сложные метеорологические условия (была ночь, сплошная облачность, шёл дождь), Секачев точно вывел самолёт на цель». На врага обрушился смертоносный груз.
Отметим, что в основном на бомбометание экипаж Секачева вылетал в ночное время, что является показателем высокого мастерства.
За проявленные мужество, отвагу и доблесть приказом Народного комиссара обороны № 0299 от 23 декабря 1941 года Виктора Ивановича представили к первой в его жизни правительственной награде — ордену Красного Знамени.
107 успешных вылетов
В 1943 году уже майора Секачева назначили начальником штаба 949-го штурмового авиационного полка, который ещё предстояло сформировать. Надо было найти место базирования авиасоединения, укомплектовать экипажи из необстрелянных молодых лётчиков, прибывших из авиационных училищ.
24 декабря 1943 года командир авиаполка гвардии майор Алексей Шкулепов ходатайствовал о награждении Секачева орденом. В рапорте он писал, что в июне перед убытием на фронт полк был укомплектован на 52 процента. И только за восемь дней до получения приказа авиасоединение было доукомплектовано.
11 июня полк «вошёл в состав действующей армии и приступил к переучиванию на новую материальную часть Ил-2 тогда ещё не сколоченного личного состава… Несмотря на сложные метеорологические условия, лётчики переучивались, совершая по 16 полётов. Всего на это потребовался месяц, а технический состав был подготовлен для обеспечения боевой работы в течение 2 – 3 месяцев…».
Уже 11 ноября лётчики полка вылетели на боевые задания. И на этот раз мешала непогода. Тем не менее «полк совершил 107 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы, техники и прорыва укреплённой линии обороны противника, к чему не мало труда приложил тов. Секачев…». Как отмечалось в рапорте комполка: «Секачев в боевой обстановке показал высокое искусство в управлении штабом, что облегчает боевую работу полка и повышает эффективность его ударов по немецким захватчикам…». К этому времени наш земляк совершил 16 боевых вылетов на самолёте СБ и «им разрушена одна водная переправа, разбит один железнодорожный эшелон, уничтожено до 150 солдат и офицеров…».
Шкулепов ходатайствовал о награждении Секачева орденом Красного Знамени. Но награду «переиграли на верху», и Виктор Иванович был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
В октябре 1944 года майора Секачева наградили ещё одним орденом — Александра Невского. А полку было присвоено гвардейское почётное наименование «Витебский».
В боях за Прибалтику
В мае 1945 года на груди нашего земляка засверкал орден Отечественной войны II степени.
В представлении к награде Герой Советского Союза Алексей Шкулепов отмечал заслугу Секачева, который «искусно и настойчиво проводит в жизнь боевые приказы вышестоящих командиров, что способствовало успешному проведению каждой боевой операции по разгрому немцев в Витебско-Полоцкой, Рижской операциях, по освобождению Литовской, Латвийской ССР, по уничтожению Кёнигсбергской и Земландской группировок войск противника… В сентябре 1944 года гвардии майор Секачев отлично организовал взаимодействие штурмовиков с наземными войсками при отражении контратак танковых соединений под городом Шауляем, благодаря чему штурмовики сыграли большую роль в разгроме танковых соединений и срыве замысла немецкого командования овладеть городом Шауляй и отсюда нанести удар на Ригу…».
Примечательно, что и на этот раз комполка ходатайствовал о награждении Секачева орденом Красного Знамени. Но командир 211-й штурмовой авиационной Невельской дважды Краснознамённой ордена Суворова дивизии полковник Пётр Кучма посчитал по-другому, ходатайствуя о награждении орденом Отечественной войны II степени, который и был вручён Виктору Ивановичу.
Учился и учил
После окончания войны майор Секачев продолжил службу в ВВС. В отставку ушёл 17 мая 1967 года в звании полковника. Окончил Военно-воздушную академию, преподавал в знаменитой академии имени Фрунзе. Успел защитить кандидатскую диссертацию, получив звание доцента. После выхода в отставку Виктор Иванович долгое время трудился преподавателем на кафедре гражданской обороны в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.
К фронтовым наградам нашего земляка прибавились «мирные» — орден Красной Звезды (июнь 1948 года) и «долгожданный» орден Красного Знамени (ноябрь 1953 года).
Был он награждён и медалями, в их числе — «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».