top of page

Пчельникова М. «Бомба разорвалась под нашим окном» / М. Пчельникова // Добринские вести. – 2015.

– 23 апр.


Воспоминания о военном детстве жительницы пос. Добринка Нины Ивановны Кислицкой.

Нина Ивановна родилась в 1937-м году в далёком Новосибирске. Но лиха Великой Отечественной войны вместе со своей семьёй и другими родственниками ей довелось испытать много.

Отец Иван Васильевич Чайко был строителем мостов, возглавлял бригаду. И вместе с семьёй поэтому объехал всю страну. На строительство железнодорожного моста он приезжал и в город Лиски Воронежской области, где познакомился с Елизаветой Алексеевной, в семье которой было 20 детей.

На фронт отец героини уходил из города Молотова (Пермь) ещё в 1939-м году, когда началась Финская война. Он имел звание офицера. Восстанавливать мосты И. В. Чайко будет потом и на фронте во время Великой Отечественной.

- Моя младшая сестра Лида родилась уже без него. Перед уходом на войну папа просил бабушку по материнской линии забрать нас с беременной мамой к себе в Лиски. Разве тогда можно было представить, что самый настоящий ад позднее придёт на эту узловую железнодорожную станцию.

- Мне хоть и 4 года было, но я помню, как началась война. Бабушкин дом и дома её сыновей с дочерьми стояли в самом центре Лисок, на пересечении двух улиц. Там обычно все собирались, чтобы узнать про новости. Именно на этой площади объявили о том, что фашисты напали на нашу землю. Конечно, сначала мы, младшие дети, значения слова «война» толком не понимали, только очень жалели плачущих мам и бабушек. Но это наше непонимание было лишь до первой

бомбёжки.

О том, что станцию будут бомбить, обычно население оповещали по уличному радио заранее. И жители постоянно убегали в соседнее село за 7 километров.

Елизавета Алексеевна быстро хватала девчонок, одну несла на руках, а другая, плача от страха, цепляясь за юбку матери, бежала рядом.

- Моя мама тогда рассказывала, что во время таких «эвакуаций» мы самыми отстающими оказывались, потому что у неё только такие малыши были на руках, а остальные со взрослыми детьми убегали намного быстрее. Она с нами просто выбивалась из сил, да и опасность попасть под бомбёжку по дороге была очень велика. А я закрываю глаза и, как сейчас, вижу, как мы с мамой убегаем от немцев.

Когда сообщили о налётах фашистских самолётов впервые, то многие побежали спасаться в церковь, думая, что Господь им поможет, не допустит такого горя. Но самые первые бомбы упали именно на храм…

Пришлось Нине Ивановне своими детскими глазами посмотреть и на фашиста.

- Как-то сообщили про бомбёжку, но мы узнали об этом поздно. Тогда мама решила оставить меня с бабушкой и двоюродным братом дома, забрала с собой лишь сестрёнку. Бабушка никогда не оставляла дом, а пряталась в погребе. Вот сидим мы там втроём, бабушка молится, без конца читая молитвы. Вдруг услышали гулкие шаги по полу… Тут открылась крышка погреба, и к нам заглянул фашист с автоматом в руках. Почему он нас не расстрелял, одному Богу известно. Наверно, бабушкины молитвы помогли. Немец только со злостью ударил крышкой, опять захлопнув нас, и ушёл. Какой это был ужас! Никогда не забуду!

Однажды зимой вся семья Н. И. Кислицкой сидела дома, некоторые за столом перед окном. Внезапно страшный гул раздался, по её словам, невозможно просто было выдержать этого зловещего звука.

- Мощнейший какой-то удар услышали тут же мы, - со слезами на глазах рассказывает Нина Ивановна, - в доме сразу рухнула передняя стена и развалилась печка: бомба разорвалась под окном нашего дома. Не долетела… И это зимой, в лютый мороз! Но мы все были счастливы, потому что никто из нас не пострадал, даже те, кто сидел перед окном, не поняли сначала, в чём дело, оказавшись за долю секунды на улице. Удивительно просто, как нас не завалило стеной или кирпичами от печи.

Именно в тот момент прибыл в Лиски на восстановление моста отец Нины Ивановны. Солдаты из его подчинения помогли сделать и стену, и печку.

Вместе со всеми жителями семья Нины Ивановны позднее будет эвакуирована в Таловое. На станции останутся лишь железнодорожные рабочие, которые в прямом смысле станут совершать подвиг на рельсах.

Правда, по дороге весь ужас войны детям своими глазами доведётся увидеть вновь и вновь.

- В переполненном вагоне я сидела рядом с тётей, держащей малыша на коленях, около – двоюродные, тоже её дети. Вдруг наш поезд стали бомбить. Тётя с малышом погибли… Как тогда я осталась жива, не понимаю, ведь сидели рядом. Разве можно забыть про такое! Мои двоюродные стали сиротами, у них на глазах не стало мамы! Многие наши жители во время той бомбёжки погибли или были ранены.

Когда Лиски освободили от немцев, это было летом 1942 года, мы вернулись в свой дом. Он, слава Богу, был цел.

Мама Нины стала работать разнорабочей, а она с другими двоюродными, которым было не более 7-8 лет и бабушкой стали ходить на пристань, где «шкурили» брёвна, чтобы было чем печку топить. Каждому ребёнку дали по росту мешок. А уж у бабушки – самый большой.

- Ох, и тяжело было. Идёшь, мешок стучит по ногам. А сил его нести от голода просто не было. Потом от голодовки бабушка и младшая сестра Лида лежали при смерти. Спасли их добрые люди, которые, отрывая от себя последнее, отдавали нашей семье.

Помнит, конечно, Нина Ивановна и День Победы – 9 Мая 1945 года.

- Столько народу собралось в центре Лисок! Кто плачет, кто танцует и поёт. Это что-то необыкновенное было. Такой праздник для всех! Я несколько раз вокруг этой площади обежала, останавливаясь то тут, то там.



Н. И. Кислицкая, окончив в Лисках десятилетку, потом много поездила по стране. Уехала работать в Караганду. Вернувшись оттуда, поступила в Воронежский кооперативный техникум на товароведа продуктовых и промышленных товаров. Получила диплом и стала думать, куда ехать работать. Но тут 20-я сестра её мамы, работавшая в горсовете в Лисках, посоветовала взять направление в новую, недавно образованную область – Липецкую, которая, по словам тёти, очень богатая, так как славится своим чернозёмом.

- Так я послушала тётю. Приехала в Липецк, а оттуда по распределению попала в Добринку. Никогда не пожалела, что сюда приехала. Сначала трудилась в промышленном магазине, а потом – в «Универмаге», в отделе «Ткани».

Стаж работы Нины Ивановны – 36 лет. Имеет медаль за добросовестный труд, множество почётных грамот и благодарностей. Была участницей 1-го Всесоюзного слёта передовиков потребительской кооперации. Только 4 человека тогда представляли нашу область на этом слёте.

Вместе с супругом Нина воспитала двоих порядочных детей.

2 просмотра
bottom of page