top of page

Пчельникова М. Сменила указку на винтовку: учительница-фронтовичка из Талицкого Чамлыка более 40 лет

учила местную малышню грамоте / М. Пчельникова // Добринские вести. – 2020. – 7 мая (№ 19). – С. 4. – (Дорогами войны).


Об учительнице-фронтовички Марии Михайловны Лещенко (Завершинской) из села Талицкий Чамлык.


ПЕДАГОГ ОТ БОГА

— О таких, как Мария Михайловна Лещенко, говорят: «Учитель от Бога», — отзывается о бывшей коллеге и одновременно наставнице Нина Тихоновна Тишанинова, много лет возглавлявшая районный отдел образования. — Она была мастером своего дела, всегда волновалась за результат. Я сначала приехала в Талицкую школу работать учителем, потом меня назначили завучем, так что по долгу службы много раз присутствовала у Марии Михайловны на уроках, после преподавала у её воспитанников физику. Знаете, что удивительно: классы Лещенко всегда считались сильными по знаниям, в них традиционно на выходе было больше медалистов, хотя на «старт» в принципе ко всем педагогам ребятишки одинаковые приходили. И такие замечательные слова о давно ушедшем из жизни учителе (умерла в 1993-м г.) можно услышать от каждого в Талицкой школе, кто хоть как-то пересекался с М.М. Лещенко. А уж от её подопечных и подавно.

— Я тоже поступила в педвуз только благодаря моей первой учительнице Марии Михайловне, — признаётся учитель начальных классов Людмила Васильевна Завьялова, обучающаяся у неё в 1968-1971-м годах. — У нас её стараниями класс был очень дружным и трудолюбивым, 9 человек на выпускном вечере наградили медалями. Многие получили высшее образование, в то время это и являлось подтверждением отличных школьных знаний. А начало всему положила М.М. Лещенко. Мы, одноклассники, часто встречаемся и всегда вспоминаем её добрым словом. Когда в вузе стал выбор места практики, я попросилась только к ней, потому что было чему учиться.

— Мария Михайловна, — продолжает Татьяна Валентиновна Васнева, заместитель директора по воспитательной работе, — считалась у нас настоящим корифеем старой закалки. Была грамотной и интеллигентной. Дети её очень любили, и она трепетно к ним относилась. Я поначалу здесь работала в группе продлённого дня, трудилась и в её классе, поэтому пересекалась постоянно и с Лещенко, и с ребятишками.

«БУДУ ВОЕВАТЬ ЗА ПОГИБШИХ БРАТЬЕВ!»

Все знали, что Мария Михайловна воевала, и она на праздниках выступала перед детьми, но, по воспоминаниям коллег, о войне не любила много рассказывать. Больше радовалась тому, как теперь, в мирное время, жить прекрасно.

Родилась фронтовичка здесь же в 1921-м году, носила фамилию Завершинская. Грамотная и хорошо учившаяся в школе Маша решила стать учителем, окончила Усманское педучилище. Сначала, правда, довелось ей самой пройти страшную школу войны.

Хотя в 1941-м году и до первой половины 1942-го учителя имели «бронь». Их, кстати, до 1940-го года, вообще, не брали на военную службу, так как они уже воевали — с безграмотностью.

— Сразу же, в 1941-м, мама попросилась на фронт, — рассказывает о ней единственная дочка Людмила Васильевна Панкратова, какая тоже потом пошла по стопам матери, став учителем-биологом, четыре десятка лет преподавала этот предмет липецким ребятишкам в 28-й школе.

Мария, по словам дочери, и не могла поступить по-другому. Её брат Александр служил лётчиком и погиб, брат Василий тоже погиб в 1941-м.

«УЧИТЕЛЕЙ В ЛЁТЧИЦЫ НЕ БРАТЬ!»

Служила таличанка в Войсках ПВО, воевала сначала на Воронежском фронте, окончила войну в 1945-м в Житомире. Вместе с подружками-фронтовичками они в 1942-м написали письмо Сталину с просьбой разрешить учиться на лётчиц, чтобы заменить в небе погибших подруг и громить за них ненавистного врага.

Только эту их просьбу не удовлетворили, так как из Ставки Главнокомандующего пришёл приказ: «Учителей в лётчиц не брать!». Видимо, в Москве прекрасно понимали, что война хоть даже и не на середине пути, но она всё равно закончится. Народу потребуются в мирное время знания, а их и могут дать образованные люди— учителя.

— Мама говорила, что они с девчонками тогда так сильно расстроились из-за отказа...

Но не бывает худа без добра (если такую ситуацию, вообще, тогда так можно было назвать). На фронте Мария Михайловна встретила свою единственную любовь — ставропольского бойца Василия Ивановича Лещенко, с каким прошла всю войну, он также закончил её в Житомире. В 1946-м молодые вернулись оттуда на родину жены. Образованного молодого фронтовика, старшину 4-й роты 4-го полка ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи — прим.авт.), здесь избрали председателем местного колхоза.

ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ?

Кстати, дочка вспоминает, каким строгим учителем по отношению к ней самой была мама. Поблажек не давала никогда, наоборот, требовательнее, чем к остальным ребятам, относилась. Полностью была поглощена работой.

— Обычно в школу и из неё меня провожал и встречал папа, — вспоминает Людмила Васильевна. — Мама была строже, чем папа, однако он недолго пожил, давно умер, ещё в 1975-м.

Фронтовики-супруги часто встречались со своими однополчанами, каких с каждым годом становилось всё меньше и меньше. Однако пути Господни неисповедимы. Мария Михайловна не только нашла свою судьбу на войне, но и ещё свекровь для единственной дочери: её фронтовая подруга Мария Васильевна Панкратова, также служившая с ними в ПВО и призывавшаяся из Липецка, где трудилась учителем, стала Лещенко свахой. Да, такое бывает. Прямо как в кино дали клятву: «Наш сын, когда родится, женится на вашей дочери!». И эта шутка стала настоящей былью. У бабушки Маши потом появились на свет 4 внуков, трое правнуков. Значит, жизнь продолжается!

0 просмотров
bottom of page