О военном детстве супругов Раисы Васильевны и Владимира Петровича Самодуровых, жителей пос. Добринка.
ЭВАКУИРОВАЛИ САМОЕ ЦЕННОЕ
— Я родилась в городе Боброве Воронежской области в 1937-м году, рассказывает Раиса Васильевна,- фашистские самолеты летели бомбить Воронеж и очень часто попутно сбрасывали бомбы на наш городок, гибли люди. Мы и другие наши родственники бежали прятаться в погреб, какой находился в сарае. Да ещё до него надо добраться! Если узнавали об этом хоть как-то заранее, то эвакуировали жителей в соседнее село Коршево. Мама Мария Ивановна работала санитаркой в кожвендиспансере. А однажды она поехала молоть зерно, и нет её, и нет. Мы со старшей сестрой Валей стали волноваться, плакать. Лишь к вечеру мама вернулась с окровавленной перевязанной головой. Оказывается, лётчик за метил их и стал бомбить по дороге. Осколок ей попал в голову, и только чудом она тогда осталась жива...
Отец девочек Василий Иванова Курочкин, как и миллионы других мужчин, воевал, прошёл всю войну, потеряв на ней здоровье, вернулся с орденами и медалями.
Из детства Раиса помнит, как зимой сестра бежит по дороге, а её на санках везёт мама, рядом с ней стоит очень ценное, что можно было вывезти из дома, — ручная швейная машинка. Мария хорошо шила, и без неё, видимо, оставалась как без рук. Остальной скарб бросали дома, в Боброве, а это самое дорогое, что эвакуировать могла женщина. В деревне на ночлег останавливались в одном и том же доме.
- Не помню, чтоб хозяева гостей сильно жалели, но и недовольства по поводу наших частых прибегов не выказывали, насколько это я, вообще, могла судить своим детским умом. Правда, кормить нас никогда не старались, хотя своих детей у них не было...
Ужас матери, эти моменты бомбёжек и эвакуации женщине не забьпъ никогда теперь. А вот самого Дня Победы не помнит. Стёрся из детской памяти.
Раиса хорошо окончит в родном городе школу, потом с отличием медучилище, где получит профессию фельдшера. По распределению направят девушку в Новую Ольшанку Нижнедевицкого района Воронежской области. Тут встретит свою судьбу — Владимира Петровича Самодурова, который, как и она, сполна хватит лиха во время оккупации своего района немцами. Отец Пётр Захарович — на фронте, дома Мария Ивановна — с 8-ю ребятишками, Володя — самый старший.
НАШИ ПОТОМКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О ВОЙНЕ
Муж часто о своём военном детстве рассказывал сыну Сергею и внукам Павлу и Евгению Зеленову. Говорил про то, как немцы выгнали их семью из дома, сами в нём поселились, а мать с детьми — в сарае, благо, он был построен свёкром на совесть и позволил перезимовать в лютые морозы. Женя очень близко к сердцу принимал рассказы дедушки, запоминал их и нередко писал по ним сочинения на различные конкурсы. Думаю, это очень правильно, что наши потомки знают многое о войне и её ужасах. И так, я уверена, должно быть в каждой семье.
«Восьмилетним мальчиком Владимир Петрович оказался в оккупации, которая длилась семь долгих месяцев, — записал Евгений из воспоминаний дедушки, — каждый день — на грани жизни и смерти. Сначала в Новой Ольшанке появились немецкие танки моторизованной дивизии «Великая Германия», позднее сюда прибыли венгерские части. Тут расположилась немецкая полевая полиция и спецслужба «Абвер», то есть орган военной разведки.
Немцы стали сгонять местных жителей на строительство узкоколейки. Детей, в том числе и Владимира, заставляли мыть котлы на немецкой кухне. Если хоть немного провинились, получали удары плетью...
На всю жизнь дед запомнил, как повесили пленного советского танкиста. А после допросов расстреляли связного разведчика, которого наши войска оставили там для подпольной деятельности. Трудно жилось под постоянным дулом автомата. Только со слезами наш Владимир Петрович вспоминал об издевательствах фашистов над односельчанами и его семьёй. Но люди жили, учились, рано взрослели. Пожилая учительница, рискуя жизнью, в строжайшей тайне занималась с детьми.
Мы никогда не должны забывать о тех страшных событиях. Сохранить память о войне — наш долг». Это лишь небольшой отрывок из сочинения бывшего ученика-лицеиста Е. Зеленова.
— Свёкор Пётр Захарович, в то время как его родные страдали от фашистских мучений, тоже воевал: под Сталинградом, освобождал Ростов и Таганрог, потом страны Европы, имел много наград. Вернулся с фронта, но прожил недолго, умер от ран и болезни. Работал он на Московско-Курско-Донбасской железной дороге (позднее — ЮВЖД).
По стопам отца пойдёт и Владимир, которого в Новой Ольшанке встретила юный фельдшер. Только сын постарается обойти своего родителя: сначала юноша будет дежурным на станции Избищи, позднее его переведут начальником на станцию Добринка, куда они переедут с супругой.
ЗА ТРУД – ИМЕННЫЕ - ЧАСЫ ОТ МИНИСТРА
С 1963-го по 1997-й Владимир Петрович Самодуров был связан с нашей Добринкой, руководил составами, при нём построили новое здание вокзала, провели реконструкцию множества путей сообщения на участке, находившемся у него в подчинении. Поезда шли круглосуточно, вот и начальник был также на посту днём и ночью.
Супруги Самодуровы много внесли в развитие послевоенной страны и Добринского района в частности. Каждый добросовестно трудился на своём месте, полностью отдаваясь работе, как их отцы когда-то на фронте.
Раиса Васильевна имеет 45 лет стажа в медицине, награждена знаком «Отличник здравоохранения», последние 15 лет была старшей медсестрой Добринской МРБ.
Владимир Петрович за труд, как и супруга, получил звание ветерана, а ещё он был почётным железнодорожником, ежегодно награждался благодарностями и грамотами от руководства ЮВЖД. Управление Юго-Восточной железной дороги, а затем и сам министр путей сообщения СССР за самоотверженный труд вручили Самодурову наручные часы с выгравированной надписью, какие стали реликвией в их семье. Ну кто ещё из добринцев может похвастаться такими?