О труженице тыла Александре Сергеевне Ящиковой (Кургузовой) из села Дурово, которая в годы войны собирала двигатели для военных самолётов на авиаремонтном заводе в г. Ангарск.
Трудно поверить, что эта миловидная хрупкая женщина в годы войны собирала двигатели для военных самолётов. Но это так…
Нелёгкая судьба выпала на долю Александры Сергеевны Ящиковой. Её родители Сергей Ильич и Арина Дмитриевна Кургузовы с утра до ночи работали в колхозе, а бедность в их доме прижилась надолго и уходить не хотела. Шура – старшая дочь в семье, она родилась в 1928 году. Были ещё две сестры, Рая и Маша. Всю жизнь – работа да забота…
Но унывать не унывали, потому что в деревне все так жили в 30–е годы. Были и редкие праздники. В такие дни грусть и радость выплёскивались из души с песней. Мать была звонкоголосой, любила петь задорные частушки. Девчонки подпевали…
В стране в те годы разворачивалось большое строительство… Нужны были рабочие руки. В 1940 году в село Дурово приехали вербовщики, они уговаривали людей ехать на стройки в Сибирь, обещали хорошую жизнь. Одиннадцать семей тогда завербовались вольно–наёмными рабочими. Среди них была и семья Кургузовых. Уехали в Читинскую область, в город Ангарск. Там строили железную дорогу. Дали работу, дали жильё в бараке. Но хорошей жизни не дождались…
Как–то женщины возвращались с работы и Арина Дмитриевна спела своим подругам частушку… про Сталина. В этот же день её арестовали, посадили в тюрьму, надолго. За частушку! Дети остались без матери.
А в 41–ом началась война. Отца забрали на фронт. Все заботы по воспитанию сестёр легли на плечи Шуры. Сколько ей тогда было? Четырнадцать лет.
Сергей Ильич не успел стать героем. В одном из боёв осколком ему пробило голову. И он, раненный, попал в плен. Четыре долгих года унижений, издевательств, полуголодного существования в немецких лагерях…
Стоит вспомнить, что пять миллионов советских солдат были в плену. Из них пятьсот тысяч даже не успели добраться до линии фронта, чтобы быть зачисленными в списки военной части. Домой после войны вернулись из плена только 1836562 солдата.
Это жестокая правда войны.
Но вместо отца встала в строй дочь. В 42 – ом году в Ангарск был эвакуирован авиа – ремонтный завод. И Шура в шестнадцать лет пошла работать на завод. Отработав смену, бежала покормить сестёр и тут же возвращалась в цех. Нежные девичьи руки пропитались бензином и смазкой, научились держать инструмент и без ошибки собирать детали двигателей. Даже спустя 74 года она, вспоминая об этом, говорит, что и сейчас с закрытыми глазами разобрала и собрала бы двигатель самолёта.
Она работала в закрытой военной части, была военно – обязанной. Это было тяжёлое время – работали без отдыха. Эшелоны без конца привозили разбитые в боях самолёты. Их сопровождали лётчики. А потом с ремонтной базы сразу поднимались в небо и улетали на фронт. Снова в бой!
После войны отец вернулся домой. Весь больной, он нуждался в постоянном уходе. Остались жить в Ангарске. Александра вышла там замуж, в 50 – ом году родила дочку Наташу. Но больной отец и опека над двумя сёстрами не дали устроить семью. Шура разрывалась на части, все ждали от неё помощи и заботы. Только её некому было пожалеть. Муж Николай не захотел так жить. Они расстались…
Но через 2 года она встретила другого человека. Познакомились. Это был парень из детдома, добродушный, простой и одинокий. Не было в этой жизни у него ни одного родного человека. В метрике было сказано, что его, пятилетнего мальчишку, привезли в Ангарск в 33 – ем году из Казахстана. Вроде бы и братья у него были. Но где они? Разбросали всех по разным детским домам. Так и растерялись…
Парня звали Михаилом. В детдоме дали ему фамилию Ящиков, а отчество решили дать Иванович. Вот так. Он окончил ремесленное училище. Работы и трудностей не боялся. Сошлись Михаил и Александра стали жить вместе. Родились ещё двое детей, Оля и Владимир.
Александра Сергеевна всегда вспоминала и рассказывала мужу и детям о своей родной деревне. Как ни красив суровый сибирский край, но родные места всегда были милее. И вот решили они вернуться сюда, в Дурово.
Приехали, а жить – то негде… Сначала приютил их дядя, Андрей Панфилов. Потом жили в полуразрушенном домишке в Данилово. Но Михаил был хорошим плотником, работал в колхозе, в строительной бригаде. И надумал он строить свой дом. Выбрали красивое место: за огородом – речка, впереди – широкий луг да поле. Стройка затянулась на десять лет. Зато дом получился добротный, большой, красивый, с берёзками и колодцем у калитки. В 1975 – ом году справили новоселье. В семье к этому времени было уже шестеро детей! Родились Сергей, Таня и Валя…
Работа, дети. Дети, работа. В этом была вся жизнь Александры Сергеевны. Где в селе работать? В поле да на ферме. Там и пришлось ей трудиться. Сначала работала на свёкле. А потом долгие годы на овцеферме, по – простому – в овчарнике. Не женское это дело – пасти и стричь сотни колхозных овец. Но Александра Сергеевна никогда, ни на что не жаловалась.
Ей уже 88 лет. Бабушку Шуру любят многочисленные внуки и правнуки. Она привечает их добрым словом, вяжет им к зиме тёплые носочки.
Живёт она со старшим сыном. Мужа не стало в 2006 – ом году… С домашними делами пока справляется сама, хотя дочки тоже приходят часто. Младшая, Валя, - гордость и утешение для матери. Она работает директором ДК, очень хорошо поёт – настоящая артистка. Да у них все в семье умеют петь.
В прошлом году в сельском Доме культуры чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, вручали им медали к 70 – летию Победы. Награждали и Ящикову Александру Сергеевну. Есть у неё и другие награды. Да только главная награда для неё – уважение людей, любовь и забота близких. Она заслужила это.
Вот такая судьба у этой замечательной женщины.